Lyun
20.05.2019 в 16:50
Пишет Graft:Перетаскиваю из контачей свою очередную статью. Спасибо предложениям со стороны, некоторую часть этих проблем я бы и не вспомнил никогда.URL записи
Увы, внутри есть некоторое количество внешних ссылок на мои же статьи в контаче. Кое-что лежит в других местах, но часть только там, поэтому перебивать ссылки я не стал. Если кому хочется, можно и эту статью прочитать в контактовском формате, ибо простыня та еще vk.com/@henshiroseryu-mify-i-spornye-voprosyМИФЫ И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ
Прежде всего надо уточнить, что все самурайские мифы, что мне известны, возникли не на пустом месте. Это либо преувеличение истины, либо недопонимание истины, либо ее неверная трактовка. Причины таких проблем можно пояснить примером, понятным для любого русскоязычного читателя.
Один из самых популярных вопросов иностранца к жителю России — «Россия холодная страна?». Что здесь можно ответить? В известном смысле это правда: на значительной части территории в наличии зима с минусовой температурой и регулярно выпадает снег, в некоторых местах с резко континентальным климатом (например, в Сибири) бывают очень холодные и снежные зимы, есть и поселения ближе к полярному кругу. Однако есть и очень даже теплое лето, в том числе в той же Сибири. Поэтому, конечно, можно согласиться, что Россия холодная страна, особенно по сравнению с Уругваем. Но надо понимать, что собеседник с другого конца света после вашего утвердительного ответа скорее всего вообразит себе вечный мороз, сугробы по крышу и прочее. Получается, что этот миф по сути базируется на недопонимании и разной оценке: в конце концов, для кого-то наличия снега достаточно, чтобы причислить всех, живущих в таком месте, к эскимосам.
Следовательно, надо постараться рассмотреть все мифы о самураях и спорные вопросы на эту тему с разных сторон и как можно подробнее. Некоторые сложные моменты касаются оружия и доспехов, некоторые относятся к культуре.
1. Технология японских мечей: миллионы слоев и годы на ковку1. Технология японских мечей: миллионы слоев и годы на ковку
Как известно, японские мечи куются многослойными — при ковке полосу металла перегибают и проковывают раз за разом. Это довольно распространенный метод создания оружия, свойственный не только для Японии. Японские кузнецы называют такую технологию ковки «орикаэсигитаэ».
Регулярно встречаются заявления, что слоев в японских мечах миллионы или десятки миллионов, точно так же как рассказы о том, что заготовку сворачивают тысячи раз. Этот трудоемкий процесс якобы может занимать целый год, но при этом способствует невероятному качеству оружия.
Корни этого мифа я вижу в путанице между количеством слоев и количеством сворачиваний заготовки. Эти два момента обычно идут рука об руку, и в книжках многолетней давности, многие из которыми писались далеко не специалистами, числа смешивались и менялись местами. Разберемся в этих самых цифрах и приведем несколько примеров.
Если взять и сложить полосу металла вдвое, то получится два слоя. Если ее сложить второй раз — четыре, если третий — восемь. Каждое складывание заготовки будет удваивать количество слоев. Для среднестатистической толщины японского клинка пороговым значением часто называют 200-250 тыс. слоев, а дальнейшее их наращивание путем складывания заготовки приведут к тому, что металл потеряет свою слоистую структуру и вновь станет однородным. Как нетрудно посчитать, 15 складываний дают цифру в 32.768 слоев, 17 складываний — 131.072 слоя, а 18 — 262.144 слоя, что уже многовато. Большинство сохранившихся японских мечей имеют клинки в несколько десятков тысяч слоев. Кавабэ Суйсинси Масахидэ писал, что рекомендованное количество перегибов это 14-15 раз.
Но здесь надо уточнить, что при использовании в клинке нескольких сортов железа с разным содержанием углерода их могли ковать и сворачивать отдельно. По информации от того же Масахидэ, железо лезвия куют не меньше 15 раз, железо сердцевины — 8-10 раз, железо боковых частей — 12 раз, железо обуха — не меньше 9 раз.
Интересно, что Баженов сообщает по поводу древних времен: «Имеется много свидетельств того, что и 24, и 28, и 33 орикаэси — не предел. Говорят, что в глубокой древности кузнецы ковали аж 60 раз. Но в этом случае возникают две проблемы. Практика свидетельствует, что сталь от долгих мучений «тупеет» и становится нековкой. Да и сколько останется той стали после 60 орикаэси! Тем не менее это факт, что древние кузнецы ковали очень много раз и металл у них не разуглероживался. Это важные секреты старины, не раскрытые сегодня. В рамках современных познаний после 15-й ковки с перегибанием остается только треть от начальной массы заготовки, содержащей не более 2/3 начального количества углерода».
Жаль, что Баженов не написал более развернуто, какими свойствами могли обладать мечи, свернутые столько раз, что приобрели однородную структуру, и снова превращенные в многослойные. Возможно, его источники про многочисленные сворачивания тоже не упомянули эти тонкости.
По поводу продолжительности изготовления меча можно сказать, что путь от выплавки металла до готового меча со всеми элементами оправы вполне мог занимать несколько недель, но обычно не более. Как считается, этот срок мог вырасти, если заказчик требовал особо качественной полировки, сложной гравировки или каких-то сложных элементов оправы, но все-таки до многих месяцев он вряд ли доходил.
2. Японские мечи хрупкие/мягкие2. Японские мечи хрупкие/мягкие
Существует два противоположных мнения: что японские мечи были хрупкие и ломались от сильных нагрузок, и что они были очень мягкие и были склонны гнуться. Каким образом можно установить истину? Измерить твердость возможно большего количества сохранившихся экземпляров и посмотреть на получившиеся цифры.
Конечно, надо понимать, что японские (и, полагаю, не только японские) мечи были закалены неравномерно. Идеальная равномерная закалка по всему клинку вообще трудно достижима, что же касается японских кузнецов, то они имели привычку сильнее закаливать клинок у острия и слабее — у рукояти. Также надо понимать, что во многих случаях более мягкое низкоуглеродистое «тело» клинка со всех сторон было защищено более твердыми высокоуглеродистыми полосами железа.
Не так уж давно (если мне не изменяет память, лет двадцать назад) лаборатория японских мечей Токийского Императорского университета предоставила отчет по измерениям твердости множества старинных образцов. Было выяснено, что разброс между минимальным и максимальным уровнем закалки на одном клинке составляет обычно около 10 HRC (хотя встречались экземпляры с разбросом в 20 HRC), при этом наиболее мягкие части клинков это в среднем около 40 HRC, а наиболее твердые — около 50 HRC. Например, один из клинков Мурамаса конца XIV в., в стиле хира-зукури, имел минимальную твердость 36 HRC (близко к рукояти), а максимальную 51 HRC (последняя треть клинка). Безымянный клинок Бидзэн XVIII в., в стиле синоги-зукури, имел минимум 38 HRC, а максимум 59 HRC (у самого острия). Клинок Суйсинси Масахидэ начала XIX в., в стиле синоги-зукури, имел минимум 44 HRC, а максимум 58 HRC. Клинок Наминахира второй половины XV в., в стиле хира-зукури, имел минимум 32 HRC (примерно на середине клинка), а максимум 50 HRC (киссаки).
Весьма интересные результаты, если учесть, что история сохранила много примеров сломавшихся клинков, но очень мало погнувшихся. Этот факт логично приводил к выводу, что японские мечи скорее хрупкие, чем мягкие, и легче ломаются, чем гнутся. Как же показали точные исследования, в среднем японский меч имеет твердость, колеблющуюся от 40 HRC в мягких местах до 50 HRC в наиболее закаленных, причем более твердым мечам с максимумом закалки около 60 HRC всегда можно найти противовес в виде более мягких мечей с минимумом закалки около 30 HRC. Получается, что средний японский меч сложно назвать излишне твердым и склонным к переломам.
После этих измерений была выдвинута теория, что истории про сломавшиеся клинки это скорее примеры необычных нагрузок (например, сильных изгибов в сторону) или переломов в точках дефектов, а не свидетельство общей высокой твердости японских мечей.
3. Старинные японские мечи лучше современных3. Старинные японские мечи лучше современных
Очень популярное заблуждение, которое, тем не менее, базируется на вполне реальных фактах.
Во-первых, почему заблуждение? Современные технологии и современные металлы дают куда лучший результат, чем кропотливый традиционный труд. Достаточно сравнить исторические образцы из предыдущего раздела, которые были довольно мягкие, и современные изделия вроде продукции Cold Steel, которые не ломаются и не имеют остаточной деформации даже при изгибе клинка чуть ли не под прямым углом. Мечи классической ковки из тамахаганэ очень нежные и легко ржавеют, при этом современные мечи благодаря различным добавкам к стали лучше сопротивляются коррозии. И это уже не говоря про то, насколько проще и дешевле сделать качественный меч по современным технологиям, чем с соблюдением всех традиционных тонкостей. Даже если взять бюджетный меч китайского производства, клинок у него будет как минимум не хуже среднего японского меча пятисотлетней давности.
Во-вторых, какие же факты могли укрепить это заблуждение? Прежде всего, мнение самих японских кузнецов. Многие считают, что золотой век японских мечей кончился вместе с эпохой Намбокутё, то есть в 1392 году. Причины понятны: армии растут, оружия нужно как можно больше, поэтому средний клинок последующих эпох, конечно, не может тягаться со штучными изделиями ранних веков. Однако надо понимать, что это вопрос качества именно среднестатистического меча. Мечи ничуть не хуже древних делались и в XIX веке, просто из-за большого количества средненьких изделий они составляли уже гораздо меньший процент от общей массы оружия. Более того, мнение по поводу золотого века кузнечного ремесла, закончившегося шестьсот лет назад, базируется на оценке меча не только с практической, но и эстетической стороны, а это придает всем жалобам на качество поздних мечей совсем другой оттенок.
4. Японские мечи стоят миллионы долларов4. Японские мечи стоят миллионы долларов
Это мнение в равной степени касается и старинных антикварных мечей, и современных экземпляров.
Подробно этот вопрос рассматривался ровно год назад в статье vk.com/@henshiroseryu-ceny-na-mechi
Если говорить кратко, то средняя цена качественного меча, откованного несколько веков назад, колеблется в промежутке 150-500 тыс. рублей; эта же цена справедлива для современных изделий известных японских кузнецов. При этом можно найти более дешевые антикварные изделия трехсотлетней давности, а уж современные мечи стоимостью 20-30 тыс. рублей это норма. В скобках замечу, что, конечно, есть очень много современных мечей высокого качества ценой около 150 тыс. рублей, но точно так же немало бюджетных моделей, некоторые из которых дешевле 10 тыс. рублей.
Основой для мифа о чрезмерной дороговизне японских мечей являются два фактора:
— некоторые недобросовестные антикварные магазины накручивают цену в несколько раз;
— изделия современных русских кузнецов, на которые наткнуться проще, чем на японские, обычно стоят гораздо дороже японских аналогов.
5. Смертоносные ниндзя и ниндзя-то5. Смертоносные ниндзя и ниндзя-то
По поводу ниндзя следует писать целые книги, но в этот раз я постараюсь хотя бы начерно обрисовать два наиболее сложных вопроса: насколько смертоносными воинами были ниндзя и насколько вероятно существование прямого меча ниндзя, ниндзя-то.
По поводу опасности ниндзя в бою однозначного ответа дать нельзя, так как еще во времена их существования сами ниндзя старательно окружали себя разнообразными мифами. В результате современные источники нередко друг другу противоречат, поскольку прямых доказательств по многим вопросам нет и приходится строить теории, опираясь на какие-то косвенные свидетельства. В целом можно сказать, что вряд ли ниндзя обладали какими-либо сверхспособностями в фехтовании и рукопашном бою относительно самураев, однако они пользовались различными нестандартными (с точки зрения самурая) видами оружия, от цепей до быстродействующих ядов. Вполне вероятно, что за счет этого ниндзя мог получить значительное преимущество перед самураем, особенно в скоротечном бою.
Однако следует отметить, что в современном понимании ниндзя чаще всего работали в качестве диверсантов, невидимых убийц и шпионов, то есть предпочитали не вступать в прямое столкновение, а действовать исподтишка.
Что касается существование прямых мечей ниндзя, то это еще более сложный вопрос. Среди русскоязычных экспертов, например, есть два противоположных мнения, в англоязычных источниках дело обстоит примерно так же. На японском я бегло читать не в состоянии, но судя по всему, сами японцы в этом еще не до конца разобрались. С одной стороны, ниндзя не должны выделяться из толпы и, как следствие, не должны носить с собой некое особое оружие, бросающееся в глаза. С другой, при желании можно отыскать катаны, которые почти прямые, а следовательно, и ниндзя может носить прямой клинок. В статье о нестандартном оружии vk.com/@henshiroseryu-redkoe-i-nestandartnoe-or... я подробно рассматривал пару таких экземпляров. Один из них, прямо скажем, очень напоминает типичный меч ниндзя из кино.
Лично я придерживаюсь теории, что прямых мечей ниндзя не существует. Из-за особенностей японской ковки прямые клинки более склонны к переломам и менее практичны, а принципиальной пользы от них (с точки зрения японского бойца) нет. Опять же, если ниндзя все-таки носили прямые мечи, низкая распространенность прямых клинков в Японии автоматически могла сделать владельца такового крайне подозрительным, чего нормальный ниндзя себе позволить не мог.
В качестве свидетельств можно было бы рассматривать музейные экспонаты, то и там не все не так гладко. Вот здесь vk.com/wall-145191365_645 мы разбирали одну из популярных композиций с оружием ниндзя, где все является очень поздней реконструкцией. То же самое можно сказать про образцы с вот этой популярной в интернете музейной фотографии.
Все это неудивительно, поскольку активность ниндзя это приблизительно промежуток X - XVI вв., причем золотым веком считается начало эпохи Муромати. Сохранить большое количество артефактов того времени, с учетом того, что ниндзя было не так уж много и деятельность они вели скрытную, затруднительно.
Впрочем, никто не будет отрицать, что ниндзя скорее всего активно пользовались замаскированным оружием сикомидзуэ, которое очень часто имело прямой клинок. Но надо понимать, что не менее часто сикомидзуэ было образцами кривоклинкового типа; также нельзя забывать, что это оружие использовалось всеми слоями населения, а не только ниндзя.
P.S. Желающие погрузиться более глубоко в вопросы, связанные с ниндзя, могут самостоятельно изучить обе точки зрения, для начала обратившись к русскоязычным авторам. Наиболее известные представители — Алексей Горбылев и Валерий Момот.
6. Принято носить пару «тати + танто» или «катана + вакидзаси»6. Принято носить пару «тати + танто» или «катана + вакидзаси»
Распространено мнение, что тати носится только с танто, а катана только с вакидзаси, и других сочетаний быть не может. На самом деле здесь хватает зыбких моментов. Это однозначно два самых распространенных сочетания, но и другие сочетания не единичны и встречаются достаточно часто.
Во-первых, надо понимать, что разницу между короткоклинковым японским оружием провести очень сложно. Порог длины клинка в один сяку (30.3 см) является одновременно максимумом для танто и минимумом для вакидзаси. Отличить на вид длинный танто от короткого вакидзаси практически невозможно. Подробнее этот вопрос рассматривался в соответствующих разделах статьи по классификации vk.com/@henshiroseryu-klassifikaciya-yaponskogo...
Во-вторых, надо задать себе вопрос — кем и когда было определено, что с чем носить? Безусловно, в эпоху Эдо этикет предъявлял ряд требований к оружию самурая, в особо важных случаях вплоть до формы цубы и цвета ножен; например, во дворце сёгуна. Однако не каждый самурай попадал во дворец сёгуна, а если и попадал, то явно не каждый день. Таким образом, значительное количество времени правила этикета были более мягки и размыты. С целью удобства самурай вполне мог носить вместе с катаной танто или максимально короткий вакидзаси. Что же касается эпохи воюющих провинций, то в боевых условиях строгое следование этикету обычно не является приоритетной целью. Известно достаточно случаев ношения тати с утигатаной/катаной; особенно часто это встречалось среди самураев-пехотинцев, которые хотели носить «благородный» меч тати, но при этом не желали отказываться от более удобного для пешего воина оружия с укороченным клинком.
7. Тати подвешивают к поясу лезвием вниз, катану затыкают за пояс лезвием вверх7. Тати подвешивают к поясу лезвием вниз, катану затыкают за пояс лезвием вверх
Здесь дело обстоит точно так же, как и с предыдущим вопросом про парное оружие. Сложно спорить, что подвешенный к поясу лезвием вниз тати и катана, заткнутая за пояс лезвием вверх, это два самых распространенных способа ношения этих видов оружия. Однако не единичны случаи других способов ношения.
Например, если рассматривать тати, то их очень часто засовывали за пояс ува-оби, соблюдая при этом горизонтальность, свойственную тати, подвешенному к поясу. Этот способ чуть ли не популярнее подвеса. Из плюсов можно отметить то, что в таком положении тати не колотится о гэссан и не обдирает полировку с ножен. Из минусов — длинный клинок удобнее обнажать, если тати подвешен к поясу и находится ниже.
Насчет катаны (и вообще мечей в оправе букэ-дзукури) можно сказать, что их, случалось, затыкали за пояс лезвием вниз. На гравюре ниже изображен полководец, у которого за поясом два меча в оправе букэ-дзукури, и при этом оба засунуты за пояс лезвием вниз. Это так называемый способ отоси-дзаси, не очень популярный, но тем не менее существующий.
Также не следует забывать, что и тати, и катану могли носить с использованием пластин-крепежей косиатэ, которых существовало множество разновидностей. При использовании косиатэ сложно сказать, что меч подвешен к поясу или засунут за него.
8. Тати носят с доспехами, катану с обычной одеждой8. Тати носят с доспехами, катану с обычной одеждой
И снова можно сказать, что эта проблема сродни двум предыдущим. Безусловно, сочетания «тати и доспехи» и «катана и одежда» являются самыми популярными, но они никогда не были единственными.
С доспехами регулярно носили катаны/утигатаны, иными словами, оружие в оправе букэ-дзукури, а не дзиндати-дзукури. Обычно так вооружались асигару, которым длинные и дорогие тати были ни к чему.
В скобках замечу, что асигару-аркебузиры, регулярно встававшие на одно колено для стрельбы, или имели привычку носить только вакидзаси (как на картинке выше), или все-таки экипировались тати. Это связано с тем, что при вставании на колено катана, сильнее наклоненная вниз относительно тати, цепляла концом ножен землю, и это не всех устраивало.
Сочетание «катана и одежда» действительно прочно держалось в эпоху Эдо. Но регулярно можно было встретить людей без доспехов, и тем не менее с тати на поясе. Правда, это была не повседневная одежда самурая. В таком виде ходили те, кто по тем или иным причинам одевался в древнеяпонском формате, когда еще не были изобретены мечи букэ-дзукури — например, придворные и участники различных церемоний одевались так в силу традиций.
9. Ношение японских мечей за спиной9. Ношение японских мечей за спиной
Еще один вопрос ношения. Существует два противоположных мнения: один гласит, что ниндзя и в некоторых случаях самураи бодро выдергивали из-за спины катану, другой — что никакой японский меч за спиной не носили. Оба несут в себе зерно истины, но полностью верными назвать их нельзя.
Прежде всего скажу, что современный человек среднего роста, скажем, около 170-180 см (не будем вычислять средний рост японца в эпоху самураев) может обнажить из-за спины меч с клинком длиной примерно 55-60 см. Это в случае, если ножны закреплены жестко, в двух точках. Катану вытащить очень сложно, буквально держа пальцами за цубу и вытягиваясь изо всех сил. Ни о каком быстром извлечении катаны из-за спины речи быть не может, более того, ее потом еще нужно перехватить за рукоять. Вкладывать же клинок в зафиксированные за спиной ножны еще сложнее, чем обнажать — очень неудобно даже при коротком клинке.
Все становится проще, если есть возможность быстро избавить ножны от крепления хотя бы в одной нижней точке. Тогда при обнажении оружия ножны можно положить на плечо. Таким образом классическую катану с клинком около 65-70 см уже можно вытащить на свет божий быстро и без мучений. Крепления такого рода существуют, для освобождения нижней точки ножен обычно достаточно дернуть за шнур на груди, развязывая один из узлов. Теоретически так можно обнажить даже нодати примерно тех же габаритов, как у известного Сасаки Кодзиро, с клинком длиной 90 см. Но лично мне не понравилось, меч такого размера снова превращает обнажение в мучительный процесс (хоть и не такой мучительный, как выдергивание катаны из зафиксированных на спине ножен). А вот возвращать меч в такие ножны гораздо удобнее, поскольку не приходится противоестественно вытягиваться, одновременно пытаясь совместить конец клинка с невидимым устьем.
Таким образом, можно сказать, что быстро обнажить из-за спины меч в принципе можно, но с дополнительными трудностями, так что проще и быстрее делать то же от пояса.
Но как быть с рядом примеров, которые утверждают, что самураи носили за спиной мечи очень большого размера?
И тут мы подходим к очень логичному вопросу, который надо было задать себе на старте: а зачем, собственно, носить меч на спине? Ответ: для удобства ношения.
Для ниндзя, например, меч на спине мог облегчить перелезание через стену, так как даже катана за поясом в таком случае сильно мешает. Правда, я лично придерживаюсь мнения, что после перелезания лучше сразу заткнуть меч обратно за пояс, опять же ради удобства, но на этот раз ради удобства обнажения.
Что же касается больших мечей, то тут тоже все понятно: оружие такого размера и массы неудобно таскать на поясе, поэтому его логично повесить за спину. Я носил за спиной нодати на 150 см длины и чувствовал себя отлично.
Однако прежняя проблема остается в силе: раз мы выяснили, что из-за спины тяжело обнажить даже катану, то что же делать с такими длиннющими мечами? Ответ простой: ничего. Ношение за спиной крупногабаритного оружия это удобная транспортировка, и она не предполагает возможности быстрого обнажения. Для вытаскивания из ножен такой меч приходилось снимать со спины. В принципе, никакого риска здесь нет. Если враг замечен заранее и на подготовку есть хотя бы 10-15 секунд, этого вполне хватит, чтобы снять меч со спины и обнажить перед собой. Если же нападение внезапное и времени на это уже нет, то на такой случай у самурая при себе всегда что-то более короткое, на поясе.
Также надо заметить, что большие мечи таскали и просто в руках или на плече. Но это обычно при перебежках по полю боя или при транспортировке на незначительное расстояние. Желающие понять причину могут попробовать потаскать такую оглоблю в руках. На спине гораздо проще и руки не оттягивает.
10. Айкути — это тип танто10. Айкути — это тип танто
Весьма живучий миф. Очень многие авторитетные русско- и англоязычные книги утверждают, что термин «айкути» однозначно определяется как «танто без цубы».
На самом деле «айкути» это обозначение оправы без цубы, не более того. Указания на длину клинка этот термин не содержит. Так как вакидзаси без цубы обычно напоминают танто айкути (неоплетенная рукоять, короткий клинок), а катаны без цубы встречаются нечасто, то в принципе понятно, почему в литературу по японскому оружию закралась такая неточность. Из публиковавшихся отечественных экспертов только Баженов коротко упомянул о длинных мечах в оправе айкути.
Ниже привожу два самых любимых экземпляра в оправе букэ-дзукури и без цубы, которые можно обозначить как «катана айкути».
11. Японское клинковое оружие — мечи или сабли?11. Японское клинковое оружие — мечи или сабли?
Подробно этот вопрос рассматривался в статье vk.com/@henshiroseryu-yaponskoe-oruzhie-mechi-i...
Кратко: все зависит от того, чем вы будете руководствоваться. При желании можно найти предостаточно аргументов для обеих точек зрения. Также можно легко найти образцы, которые сложно назвать мечом или саблей; такие были приведены в статье по нестандартным экземплярам оружия vk.com/@henshiroseryu-redkoe-i-nestandartnoe-or...
Подчеркиваю, что это сугубо отечественная проблема. В других языках нет привязки сабли к изогнутому клинку. Аналогичная проблема, возникшая в стане европейского оружия исключительно в русскоязычной среде — разница между терминами «рапира» и «шпага». Очень подробно этот вопрос рассматривал Алексей Алифер в своей статье vk.com/@catugnatos-shpaga-ili-rapira
12. Японские доспехи делались из кожи, бамбука и дерева12. Японские доспехи делались из кожи, бамбука и дерева
Этот миф очень популярен по нескольким причинам. Во-первых, древние японские доспехи во многих местах обтягивались кожей и имели коробчатую угловатую форму, нехарактерную для большинства металлических доспехов. Глядя на такую фотографию, вполне можно предположить, что тут из железа сделан только купол шлема.
Во-вторых, позже японские доспехи настолько плотно покрывались шнуровкой, что разглядеть под шнурами металл, опять же, весьма сложно.
В-третьих, более поздние доспехи, где шнуровки меньше, казалось бы, должны явно доказывать несостоятельность теории о бамбуковых и кожаных доспехах. Однако, так как в японских традициях все металлические части доспехов покрывать цветным лаком, то увидеть характерное для Европы «голое» железо снова не удастся.
В-четвертых, некоторую сумятицу внесли и парадные доспехи, некоторые из которых делались из сплавов, содержащих медь и имитирующих поверхность дерева.
Также следует отметить, что данный миф поддерживается еще одним мифом, который гласит, что в Японии мало железа, поэтому делать доспехи для каждого воина из металла невозможно. Мне сложно сказать, насколько в Японии много или мало железа по сравнению с другими странами, но точно известно, что в железо одевались даже самые низкоранговые пехотинцы, асигару. В целях экономии, правда, на них вместо полного доспеха очень часто надевали только нагрудник.
В более древние времена асигару защищали себя похожей броней, только старой модификации, с кучей шнуровки.
На пике развития японских доспехов, которым можно назвать конец XVI века, асигару нередко имели на себе полноценную кирасу, защиту рук и ног (правда, в самом дешевом варианте) и железную шляпу.
В битве при Сэкигахаре в 1600 году участвовало около 170 тыс. человек, закованных в железо, и это, понятно, были далеко не все воины, которых можно было собрать. Решение вопроса о количестве железа в Японии относительно других стран оставляю на совести читателя.
Более подробно многочисленные виды доспехов и технология их изготовления уже рассматривались в статье на эту тему vk.com/@henshiroseryu-yaponskie-dospehi-tipolog...
Однако замечу, что, как и многие другие мифы, миф о неметаллических доспехах самураев родился не только из-за недопонимания; он имеет под собой некоторую реальную основу.
Во-первых, при большом желании действительно можно найти доспехи из кожи. Это единичные экземпляры, обычно не предназначенные для боя, но тем не менее факт наличия таких доспехов подтверждается. В частности, доспех из лакированной кожи хранится в замке Какегава.
Во-вторых, многократно используемые так называемые «заемные доспехи», которые даймё выдавали низкоранговым пехотинцам, по понятным причинам не поддерживались в идеальном состоянии, да этого от них никто и не требовал. Поэтому их могли чинить с использованием кожаных пластин. Обычно это относится к юбке гэссан или защите шеи сикоро.
В-третьих, для дешевых древних доспехов также характерно частичное использование кожаных пластин наряду с железными, в сочетании 1:2. Этот способ использовался по крайней мере до XIV века.
13. «Меч — душа самурая» или «самурай — конный лучник»13. «Меч — душа самурая» или «самурай — конный лучник»
После штампа «меч это душа самурая», мозолящего глаза много лет, в качестве противовеса появился другой штамп — что самурай на самом деле конный лучник, а меч это так, вспомогательное оружие на всякий случай. Оба мнения имеют под собой некоторую основу, но, высказанные в таком категорическом виде, являются неверными.
Если посмотреть на историю военного дела в Японии, то можно условно выделить следующие этапы:
1) IX-XII вв. В это время самурай это действительно преимущественно конный лучник, однако меч используется параллельно с луком и ничуть не меньше его. Пехота-несамураи активнее всего использует нагинаты, хотя мечи тоже имеют. Копья используются и конными, и пешими, но они не очень популярны.
2) XIII-XIV вв. Копья становятся все более популярными и среди самураев, и среди воинов неблагородного сословия. Конные лучники потихоньку уходят, зато становится больше конных самураев, вооруженные нагинатами. У пехоты завоевывают популярность большие мечи — нагамаки и нодати/одати.
3) XV-XVI вв. Пехота все больше переходит на копья, хотя и нагинаты, и мечи не забыты. Конница активно работает мечами, лук и древковое оружие для конного самурая становятся все менее популярны. Лук сдает свои позиции и среди пехоты, поскольку появляется огнестрельное оружие.
4) XVII-XIX вв. Мирная эпоха Эдо, которая длится почти 270 лет. Единственным оружием самурая становятся меч. Копья и луки становятся пережитком прошлого: хотя обучение работе этим оружием все еще существует, но уже не является обязательным для каждого самурая. Однако и копье, и лук сохраняют ореол аристократичности; в особенности это относится к луку, умение обращаться с которым считается хорошим тоном для высокопоставленных самураев.
Можно ли в итоге сказать, что самурай видел свою душу исключительно в мече или был только конным лучником? Разумеется, нет. Самурай как лучник на коне существовал около трехсот лет, однако и тогда меч использовался очень активно. Говорить о том, что душа самурая это только меч, можно лишь в эпоху Эдо, примерно те же самые триста лет, но копье и лук никуда не деваются. И при этом еще около четырехсот лет между этими периодами самураи это и конница, и пехота, причем вооружаются всем подряд.
14. Все самураи были хорошими фехтовальщиками14. Все самураи были хорошими фехтовальщиками
Этот миф, вероятно, был порожден современной культурой, в особенности кинематографом. Так как интереснее смотреть на ярких персонажей, то в кадр нечасто попадают самураи, совершенно не владеющие мечом — напротив, они чаще разрубают муху на лету. Так ли это было на самом деле?
До XVII века, пока Япония не была объединена и соседние провинции регулярно затевали между собой войны, самураи действительно почти всегда посвящали жизнь оттачиванию своих боевых навыков. Правда, очень маловероятно, что все они разрубали мух на лету; скорее всего, большинство самураев были типичными воинами, у которых нет времени и возможностей доводить свои навыки до идеала, и то, чем они занимались, было более боевое ремесло, нежели боевое искусство.
Начиная с XVII века, когда появилась возможность в мирное время десятилетиями тренироваться в разрубании мухи, этим тоже занимались не все. Большое количество самураев сменило меч на кисточку для туши и стало чиновниками, для которых мечи на боку это только часть одежды. Это всего лишь естественно — в мирных условиях поголовные боевые тренировки необязательны.
Также следует отметить, что не у всех самураев вообще была возможность совершенствоваться в тренировочных залах. Бедные самураи или ронины не имели на это денег и времени. Впрочем, как раз ронины, единственным средством существования которых зачастую был меч, могли приобрести определенные практические навыки, которых были лишены самураи на службе — ведь самураям-«служащим» не приходилось сталкиваться с противником в реальной схватке. Собственно, такие практические навыки, полученные в настоящих поединках, и были единственной надеждой ронина поступить на службу к даймё.
Подведем итоги. Независимо от эпохи, нельзя сказать, что каждый самурай был великим воином. В древние времена самураи вряд ли отличались по своим боевым навыкам от воинов любой точки мира, а в мирную эпоху меч по понятным причинам стал цениться гораздо меньше и для многих самураев превратился в элемент одежды. Замечу, что в этом отношении японское благородное сословие мало отличается от дворянства из других стран.
15. Самураи соблюдали сложный этикет и чтили бусидо15. Самураи соблюдали сложный этикет и чтили бусидо
Существует представление о самурае как человеке, который следует кодексу воина бусидо и тщательно соблюдает определенные нормы этикета. Давайте разберемся, что именно под этим понимается.
Когда говорят про бусидо, то чаще всего упоминают постоянную готовность к смерти, непоколебимую верность сюзерену в ущерб личным интересам и следование неким общим «законам чести», при нарушении которых хороший самурай должен совершить сеппуку.
Надо отметить следующие моменты:
1) Технически кодекс бусидо никогда не существовал в однозначном и четком виде. Обычно постулаты о том, как должно вести себя самураю, каждый формулировал по-своему. К примеру, в определенные моменты истории были очень популярны пришедшие, вероятно, из конфуцианства идеи почтительности к старшим и вышестоящим, а также даосский принцип недеяния у-вэй. В то же время сейчас любимым источником для цитат о великих самураях является труд Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ», который, напротив, содержит исключительно идею решительности и пропагандирует не столько храбрость и бесстрашие, сколько стремление к смерти, а это совершенно другой взгляд на вещи.
В скобках замечу, что при жизни Цунэтомо считался большинством других самураев настоящим маньяком, зацикленным на смерти, а его примеры таких же поклонников смертоубийственных решений — подборкой удобных фактов с замалчиванием того, что так поступал не каждый второй и даже не каждый десятый. Собственно, «Хагакурэ» превратилось в икону бусидо только в 30х гг. XX века благодаря милитаристской политике Японии, когда подобный взгляд был очень выгоден государству.
2) Самураи следовали неким заповедям бусидо не больше, чем европейцы — предписаниям Библии. Кроме того, в Японии при должном умении можно было любую заповедь перевернуть с ног на голову или обойти, точно так же, как в Европе поступали с Библией.
В качестве иллюстрации европейских экивоков можно привести тот факт, что несмотря на уверения в том, что церкви противно пролитие крови, церковники тем не менее санкционировали казни путем удушения или сожжения — ведь кровь при этом не проливается, так что формально все в порядке.
Япония с этой точки зрения ничем не отличалась от христианского мира. Как нужно поступить самураю, который совершил какую-то серьезную ошибку? «Умереть, сделав сеппуку», скажет каждый знаток бусидо. Безусловно, такие случаи неоднократно имели место. Самурай, который искупил свою вину подобным способом, однозначно заслужит уважение общества. Однако стоит вспомнить, что не меньшее уважение заслуживал самурай, который исправлял свою ошибку тяжелым трудом, иногда на протяжении многих лет (хотя поначалу, вероятно, ему приходилось туго, так как вспарывание живота демонстрирует искупление гораздо более быстро).
Также можно вспомнить многочисленные случаи мести, когда потерявшие по чьей-то вине близкого родственника или сюзерена самураи не совершали сеппуку, а много лет бродили по стране, чтобы отомстить врагу — они тоже пользовались уважением. Эталоном, конечно, является история о сорока семи ронинах, которые не последовали за казненным господином и предпочли отомстить, хотя на это и потребовался целый год. Сложно найти в истории Японии более уважаемых людей, а ведь с точки зрения «Хагакурэ» им следовало совершить сеппуку.
Нечто похожее можно сказать на тему того, что для самурая должно быть ценнее — личные интересы и семья или же клановые интересы и сюзерен? Сложные решения, которые должен принимать самурай, когда такой вопрос встанет ребром, это одна из самых популярных тем для многочисленных историй дзидай-гэки (которые в древние времена были сценическими представлениями, а в XX веке перекочевали в кинематограф). Как и в случае с сеппуку, уважение обычно вызывает и тот герой, что предпочел служение сюзерену, и тот, что решил выбрать семью. Ярким представителем такой истории является фильм «Joi Uchi: Hairyo Tsuma Shimatsu» (1967), где два главных героя решили этот вопрос по-разному.
3) Помимо двух сложных моментов, описанных выше, не стоит забывать про то, что самураи часто плевали на любые законы чести, придерживаясь идеи «победитель всегда прав». В эпоху войн генералы регулярно шли на прямое предательство, нанося удар в спину союзнику, и в итоге все равно были уважаемыми и «правильными» самураями, поскольку объясняли такие действия интересами клана. Для самураев это было обычное дело, тем более что переход на сторону сильного действительно способствовал выживанию клана. Собственно, Иэясу Токугава смог объединить страну, выиграв битву при Сэкигахаре в 1600 году, только благодаря тому, что на его сторону перешел Кобаякава Хидэаки, предавший своего союзника Исиду Мицунари.
4) Кое-что, приписываемое самураям как обязательное правило, распространялось не на всех, не всегда или не так, как это представляется современному человеку. Пожалуй, меня чаще всего спрашивают про то, действительно ли самурай должен был представиться противнику перед боем, сообщив свое имя и клан (или школу фехтования). Это действие родом из древней Японии периода Хэйан, когда перед массовой битвой отдельные самураи, желающие снискать себе славу, вызывали друг друга на дуэль. Обычно это были высокопоставленные лица. Позже такое случалось уже в процессе битвы. Фактически это означало, что самурай, сообщивший врагу свое имя, таким образом получал возможность после боя заявить: «Я, такой-то, убил такого-то, есть свидетели, которые это слышали и видели». Таким образом, можно было гарантированно рассчитывать на славу и награду, напрямую зависящие от того, кто именно был повержен. В качестве доказательства, правда, был обычай приносить отрубленную голову поверженного противника, но всегда был шанс, что какой-нибудь нехороший самурай отрежет голову уже убитому кем-то другим, более равнодушным к славе. Взаимные представления перед дракой снижали вероятность использования подобной уловки.
Как видите, с одной стороны, факты взаимных представлений перед поединком найти можно, с другой — это не правило этикета из вежливости к сопернику, а забота о своих интересах.
Подведем итог по бусидо. Всегда ли самураи блюли свою честь и следовали постулатам, хотя бы отдаленно напоминающим то, что было описано в «Хагакурэ»? Разумеется, нет. При желании любой поступок можно было обосновать и повернуть в собственную пользу, чем японцы и пользовались ничуть не меньше, чем европейцы в случае с Библией. Было ли то, что описано в «Хагакурэ», неким эталоном для поведения самурая, хоть и не слишком жизнеспособным? И на это сложно ответить утвердительно. Является ли «Хагакурэ», таким образом, подтасовкой фактов и полностью несоответствующей духу самурая книгой? И снова ответ «нет». Это всего лишь одна из версий, как должно вести себя самураю, но не единственная и не самая популярная в то время.
16. Самурай мог безнаказанно убить любого несамурая16. Самурай мог безнаказанно убить любого несамурая
Придерживающиеся точки зрения о вседозволенности самурая указывают на то, что существовала практика цудзигири, убийство случайных людей только ради пробы меча или оттачивания своих боевых навыков. Также в качестве доказательства приводятся убийства крестьян за мелочи вроде непочтительного поклона, которые не повлекли за собой никаких последствий для самураев.
Приверженцы теории о более жестких ограничениях самураев выдвигают возражения по обоим пунктам: цудзигири во все времена преследовалось по закону, а крестьянский труд слишком высоко ценился, чтобы убивать работников и наносить себе ущерб ради прихоти.
Как и многие другие проблемы, рассмотренные выше, право самурая на жизнь менее привилегированных сословий это очень многогранный вопрос. Прежде всего надо посмотреть на его юридическую сторону. Какая бы эпоха не была выбрана в качестве примера, можно отметить следующее:
1) Убивать без весомого повода крестьян, не находящихся в управлении самурая-убийцы, было запрещено. Это рассматривалось законом с той же точки зрения, что и порча любого другого чужого имущества, ведь убитый приносил доход господину и платил налоги государству.
2) Убийство и вообще любые притеснения «своих» крестьян преследовались правительством, поскольку недовольные крестьяне могли бунтовать, а это наносило урон экономике государства (особенно жесткий контроль был в эпоху Эдо).
3) Убийство самураем ремесленника или торговца (стоявших на сословной лестнице еще ниже крестьян) каралось точно так же, как убийство самурая. Кстати, осторожные самураи могли в качестве наказания отдубасить непочтительных простолюдинов мечом, не вынимая его из ножен, к этому закон относился мягко.
Возникает вопрос: а как же тогда быть с многочисленными фактами убийств и притеснений самураями представителей низших сословий? Подобное случалось во все эпохи; достаточно свидетельств о происходивших цудзигири, об угнетении крестьян (в том числе со смертельным исходом) и о случайных убийствах торговцев.
Ответ прост: очень часто самураи полагались на право силы и наглость, рассчитывая, что жалоб не будет, а значит, и наказания не последует. Богатый даймё мог выжимать из своих крестьян соки, незаконно повышая налоги, так как знал, что это сойдет ему с рук: крестьяне должны быть доведены до последней крайности, чтобы пойти жаловаться, да и жалобу всегда можно попробовать нивелировать с помощью взяток. Самурай мог зарубить вечером ремесленника, рассчитывая, что по горячим следам его не поймают, а заниматься расследованием убийства человека, не принадлежавшего к самурайскому сословию, будут не слишком тщательно. Ронины, проходящие через город, могли вдобавок надеяться на то, что отыскать убийцу, исчезнувшего из города, полиции будет практически невозможно.
Все вышеперечисленное часто имело место в мирную эпоху Эдо, а уж ранее, в отсутствие единого сильного правительства и во время войн, с порядком все было еще хуже. Однако можно вспомнить и случаи, когда закон торжествовал.
Например, в 1652 году в провинции Симоса случилось выступление крестьян, чей староста через голову своего господина, даймё Масанобу, подал жалобу на притеснения самому сегуну. Таким образом, скрыть факт жалобы или с помощью взяток перехватить ее Масанобу не мог. Он был лишен владений, а старосту, за нарушение регламента подачи прошения, казнили. В скобках замечу, что это достаточно жесткое решение и относительно даймё, и относительно крестьянина, чаще все решалось более мирным путем.
Что касается прямых убийств, то здесь пойманный на месте преступления самурай тоже не мог рассчитывать на снисхождение. Широко известна история с Адати Тюэмоном, который в 1671 году в ответ на грубость слуги в чайном доме избил его. За него вступились другие слуги, вместе с Тюэмоном были приятели, вышла общая свалка, и в процессе он все-таки не выдержал и убил слугу. Потом Тюэмон попытался бежать, но его поймали. Власти пришли к выводу, что он лишил человека жизни без нужды и должен заплатить за это своей собственной жизнью. Правда, следует отметить, что сюзерен Тюэмона мог бы законным порядком смягчить наказание и во всяком случае избавить своего вассала от смерти, но не озаботился этим.
Подытожим: у самурая не было безоговорочного права убивать представителей низших сословий, но часто все могло сойти с рук, поэтому правонарушения были многочисленны.
@темы: Япония, дом, общее, интересности, стыренное, мечи и рыцари