02.04.2019 в 10:58
Пишет Graft:Не новая, но весьма дельная статья, которую по крайней мере частично можно легко переложить на практически любое боевое искусство — и на восточное и на западное, хоть на рукопашку, хоть на мечемахание.URL записи
Может ли настоящий Мастер боевых искусств получить по морде? Настоящий Мастер может ВСЁ!
Народная мудростьПОЧЕМУ ТРАДИЦИОННЫЙ УШУИСТ ЛЕГКО ОГРЕБАЕТ В СПАРРИНГЕ?
У меня с завидной регулярностью спрашивают: почему среднестатистический занимающийся ушу обычно легко получает по морде как от гопников, так и от практиков других боевых искусств?
Я бы разделил ответ на этот вопрос на две части.
Первая: кто хочет научиться именно драться — идут на бокс, совмещая его с борьбой и занятием с тяжестями на развитие требуемых силовых качеств. Тот, кто более продвинутый, совмещает это с бегом и другими толковыми атлетическими упражнениями. А самый продвинутый ещё и занимается практической стрельбой. Так уж сложилось, что на постсоветском пространстве на ушу немножко за другим приходят, редко кто идёт за навыками самозащиты.
Вторая: почему современные методики ушу не обучают навыкам мордобоя тех людей, кто все же туда приходит, в эти многочисленные секции?
Если кому лень читать весь текст, ответ в самом-самом низу.читать дальшеЗдесь надо понимать: любое явление соответствует своей эпохе, потребностям своего времени и не может быть оторвано от социально-культурного исторического контекста. Как правильно сказал Марк Блок в своей "Апологии историка": «Когда ты изучаешь человека прошлого, помни, что этот человек — не ты!»
Когда мы говорим об изменениях в китайских боевых искусствах, чтобы разобраться, почему так в итоге произошло, мы должны выделить несколько периодов. И тогда, возможно, станет более понятен ответ на распространенный вопрос: "Почему ушу, какое оно есть в основной массе занимающихся, сейчас стало таким неприменимым в спаррингах?"
Но для начала хочется определиться с терминами. У нас любят говорить о разделении на ушу традиционное и спортивное. И как мы знаем, на спортивном направлении есть саньда (саньшоу), и занимающиеся этими видами достаточно успешно выступают в спортивных спаррингах. Ну это спортивное ушу. А что же тогда традиционное ушу? Тут немного сложнее. Ведь если у вашего учителя есть или был учитель, и ваш учитель в свою очередь учит уже вас, то уже есть вполне определенная преемственность — то уже есть традиция. Поэтому большинство занимающихся неспортивным ушу вполне обоснованно могут говорить, что они занимаются традиционным. Но мы же будем использовать немножко другое разделение, которое ещё в середине двадцатого века придумали наши англоязычные товарищи: они разделили традиционное ушу на олд-скул и нью-эйдж. Или, говоря нормальным русским языком, ушу Старой школы и ушу Нового времени.
Как формировалось это разделение? Мы не будем забираться в дебри очень глубокой древности и возьмём за некую отправную величину, оптимальную константу боевого искусства Китая, период поздней Цинской империи, когда начали формироваться основные школы и стили, дошедшие до нас. И будем считать,что тогда это было искусство, благодаря которому люди умели защитить себя и своих близких в различных ситуациях, участвовали в поединках на помостах и тому подобное. Концепция тех боевых искусств хорошо отражается в простой китайской поговорке улиньской среды: «Ты должен быть готов к бою неизвестно с кем, неизвестно когда, неизвестно в каком количестве и неизвестно чем вооруженным».
Однако история Китая последних двух столетий сложилась так, что в традиционных боевых искусствах произошли серьезные изменения. Мы не будем сейчас вдаваться в подробности, об этом рассказывали уже не раз в других статьях и будем рассказывать еще. Здесь кратко и тезисно, чтобы можно было легко и доступно понять.
Первый этап — это важные изменения в методологии ушу, которые произошли во время многочисленных восстаний конца XIX и начала XX века. Важнейшим из восстаний в рамках нашего вопроса является так называемое Боксёрское восстание, в котором, вероятно, впервые в истории китайских боевых искусств была нарушена концепция «один учитель — один ученик», и началось массовое обучение учеников. Может быть, такое бывало и раньше, но точечно, не в таких гигантских масштабах. В этот момент происходит серьезный уход от сложившейся веками системы: вместо обучения учеников один на один их начинают обучать, построив в ряды, как мы видим сейчас в многочисленных фильмах. И в этой ситуации основной методологической системой становится изучение формальных комплексов-таолу. Все это, естественно, негативно сказалось на качестве обучения, тем более что здесь не было стандартной для Старого Китая опасности «потерять лицо» для учителя, и обучали практически всех желающих, что ранее было неприемлемо.
Как известно, Боксёрское восстание потерпело сокрушительное поражение от западных армий. Это повлекло за собой два серьезных фактора влияния на развитие ушу.
Один фактор заключается в том, что в умах широких масс населения по итогам восстания сложилось чёткое понимание: кто занимается ушу, тот патриот. С другой стороны, пришло такое же понимание, что старые традиционные боевые искусства проигрывают технологичному и современному Западу. Возможно надо что-то в них менять?
Другой важный фактор заключается в том, что несмотря на страшные репрессии участников восстания, достаточно большое количество этих участников выжило и укрылось в народе, зачастую обменивая свои знания боевых искусств на кров, еду, одежду и помощь. И тем самым они привнесли в уже гораздо большие массы населения ушу, которое уже подверглось вышеупомянутым изменениям. Однако на тот момент было много школ, которые просто не участвовали во всей этой заварушке, охраняли свои деревни, вели свой охранный бизнес и даже, наоборот, участвовали в подавлении восстания, и поэтому их эти метаморфозы практически не затронули.
Второй этап произошёл в начале XX века. Его обычно связывают с Синхайской революцией, ломавшей традиционный конфуцианский уклад, когда был выбран лозунг «здоровье народа — сила нации!» А в качестве инструмента для осуществления этой общенародной идеи, позволяющей сплотить и оздоровить население, были выбраны боевые искусства Китая. То есть для создания своей уникальной национальной физкультуры были выбраны боевые искусства. В тот период еще проходили поединки на помостах-лэйтай, и они всё ещё являлись серьезным критерием проверки навыков.
Однако уже на Вторых Всекитайских Государственных Испытаниях начинают вводить жёсткие ограничения и защитное снаряжение, дабы обезопасить спортсменов. Так как, ещё раз обращаю внимание, оздоровление и укрепление тела, духа и развитие сознания становятся основной целью для занимающихся боевым искусством. И точно так же в этот период сохранялось достаточно школ, что не поддержали эту идею и продолжали сохранять свои секреты. При этом они вполне могли обучать в государственных школах ушу урезанной либо измененной системе, что еще более усложняет ситуацию.
Развитие в этом направлении остановила война с японцами, но война с ними не прекратила практику и использование ушу, многие мастера были патриотами и активно участвовали в борьбе с японцами. Например, в провинции Шаньдун были известны бойцы с мечами-дао, специальные отряды которых выступали против оккупантов. Многие погибли в эти годы.
Хотя японцы и расценивали занятия боевыми искусствами как повод подозревать местное население в поддержке партизан, это никого не остановило. При этом было достаточно много мастеров ушу, активно сотрудничавших с оккупационными властями, кое-кто из них достаточно известен и в наше время как основатели современных стилей. Люди продолжали заниматься, а последующие после войны разруха и бандитизм только укрепили необходимость в занятии ушу.
Третий этап, который мы с вами должны выделить, этап очень важный и достаточно серьезный — приход к власти коммунистической партии Китая и последовавшая за этим Культурная революция. Коммунистическая партия Китая сменила у власти Гоминьдан и тут же начала активно бороться с его наследием, а как мы говорили выше, именно партия Гоминьдан выбрала занятия боевыми искусствами как национальную идею. В борьбе с этим гоминьдановским наследием, а также и с пережитками ещё более раннего имперского прошлого, были запрещены не только поединки, но занятия различными прикладными техниками, например парными наработками, без которых наработка тех же таолу теряет свой практический смысл. Многие мастера были репрессированы, и это стало очередным сильным ударом по традиционным боевым искусствам Китая. Но даже и в это время находились те, кто тайно продолжал тренировать учеников по запретной системе.
Итак, давайте подведём краткий итог. Думаю, очевидно, что индивидуальный продукт, над которым долго и тщательно работал мастер своего дела, будет превосходить своим качеством ширпотреб конвейерного производства. То, что когда-то было семейным ремеслом мастера, переделали под возможности массового обучения, далее из полученного сделали физкультуру, которая все же еще сохраняла навыки самообороны, но потом в этой физкультуре запрещается всё то, что делало её годной для использования в самообороне или в поединке.
Вот три этапа, которые позволяют нам понять, что произошло с ушу. Однако, несмотря на все эти перечисленные бедствия, всё еще можно найти боевые искусства Старого Китая в деревнях, где в исчезающем патриархальном обществе до сих пор сохраняются те мастера ушу, которые сберегли свою традицию от всех вот этих напастей.
И ответ на первоначальный вопрос прост: наш исторический социально-культурный контекст такой, что большинству занимающихся ушу навыки мордобоя просто не нужны. А те, кому это все же надо, находят секции, где этому целенаправленно учат.
P.S. Внимательный читатель заметит, что в статье не рассматривается еще один немаловажный момент: когда в начале ХХ века ушу пришло в среду интеллигенции, во многих школах и стилях были выброшены различные вспомогательные наработки, например, упражнения с тяжестями на развитие силы и т.п.
Первоисточник: zen.yandex.ru/media/oldwushu/po-prostomu-o-sloj...